Олигофрения - состояние,
при котором у человека
отмечается значительное
снижение интеллектуальных
способностей, так что ему
требуется забота и уход
какого-либо другого лица, а
также специальное
обучение. Данное состояние
называется также
слабоумием (mental
deficiency), а человек с
задержкой умственного
развития называется
психически неполноценным
человеком. В соответствии с
коэффициентом интеллекта
это состояние может
классифицироваться как
слабая задержка
умственного развития (IQ =
50-70), от средней до
сильной (IQ = 20-50), а также
глубокая (IQ менее 20). Люди,
страдающие небольшой
задержкой умственного
развития, часто могут хорошо
приспособиться к жизни
после получения ими
соответствующего
образования и специальной
помощи. Людям со средней
или сильной задержкой
умственного развития для
адаптации к жизни
требуется значительно
большая помощь, причем
чаще всего они все равно
остаются зависимыми от
других людей; больным с
глубокой задержкой
умственного развития
требуется постоянное
наблюдение и внимание
окружающих.
Существует множество
причин задержки
умственного развития, в том
числе синдром Дауна,
наследственные нарушения
обмена веществ в
организме, травмы
головного мозга, а также
сильные психические
потрясения; в некоторых
случаях развитие задержки
умственного развития можно
предотвратить или устранить
с помощью специальных
лекарственных препаратов.
Идиотия — самое тяжелое
слабоумие практически с
полным отсутствием речи и
мышления. Восприятия, по-
видимому, неполноценны,
внимание отсутствует или
крайне неустойчиво. Речь
ограничивается звуками,
отдельными словами;
больные не понимают
обращенную к ним речь.
Дети, страдающие идиотией,
не овладевают статическими
и локомоторными навыками
(с связи с чем многие из них
не умеют самостоятельно
стоять и ходить) или
приобретают их с большим
опозданием. Нередко они
не могут жевать и
проглатывают пищу
непрожеванной, некоторые
из них могут питаться только
жидкой пищей.
Имбецильность — средняя
степень слабоумия. Речь у
имбецилов развита больше,
чем при идиотии, однако они
необучаемы,
нетрудоспособны, им
доступны лишь
элементарные акты
самообслуживания. Их речь
косноязычна, с
аграмматизмами. Они могут
произносить несложные
фразы. Развитие статических
и локомоторных функций
происходит с большой
задержкой, больные
осваивают навыки
самообслуживания,
например самостоятельно
едят. Им доступны
несложные обобщения, они
обладают некоторым
запасом сведений,
формально ориентируются в
привычной житейской
обстановке. Вследствие
относительно хорошей
механической памяти и
пассивного внимания они
могут усваивать
элементарные знания.
Некоторые имбецилы в
состоянии овладеть
порядковым счетом, знают
буквы, усваивают простые
трудовые процессы (уборка,
стирка, мытье посуды,
отдельные элементарные
производственные функции).
При этом выявляются
крайняя
несамостоятельность,
плохая переключаемость.
Дебильность — легкая
степень слабоумия. Дебилы
способны к обучению,
овладению несложными
трудовыми процессами, в
известных пределах
возможно их социальное
приспособление. Дебилы в
отличие от имбецилов
нередко обладают довольно
развитой речью, в которой,
однако, выражены
подражательные
особенности, пустые
обороты. В поведении они
более адекватны и
самостоятельны, что в
какой-то мере маскирует
слабость мышления. Этому
способствуют хорошая
механическая память,
склонность к
подражательности и
повышенная внушаемость. У
них выявляются слабость
абстрактного мышления,
преобладание конкретных
ассоциаций. Переход от
простых отвлеченных
обобщений к более
сложным для них
затруднителен. Дебилы
обучаемы в школе, при этом
обнаруживаются
медлительность и
инертность, отсутствие
инициативы и
самостоятельности. Они
овладевают
преимущественно
конкретными знаниями,
усвоение теории им не
удается.