Слепота - наиболее резко
выраженная степень
аномалий развития и
нарушений зрения, когда
становится невозможным
или весьма ограниченным
зрительное восприятие
вследствие глубокого
снижения остроты
центрального зрения и
сужения поля зрения.
Различают абсолютную
(тотальную) слепоту и
практическую слепоту. При
абсолютной слепоте на оба
глаза полностью отсутствуют
зрительные ощущения.
Практическая слепота
характеризуется остаточным
зрением, при котором
сохраняются светоощущение
и цветоощущение.
Слепые люди - это люди, у
которых полностью
отсутствуют зрительные
ощущения или имеется
светоощущение или
остаточное зрение - 0,01-0,05
на лучше видящем глазу с
коррекцией очками. Такие
люди не воспринимают
признаки предметов - свет,
цвет, форму, величину и
положение предметов в
пространстве, испытывают
большие затруднения в
оценке пространственных
признаков: направления,
расстояния, движения и т.д.
Всё это обедняет
чувственный опыт людей,
затрудняет их ориентировку
в пространстве, особенно
при передвижении. У слепых
ориентировочная реакция
на звуки усиливается и
продолжительно не угасает,
т.к. звуки являются очень
важным фактором их
ориентировки в окружающей
действительности. Процесс
формирования сенсорного
опыта замедлен и требует
применения специальных
коррекционных средств
воздействия.
Слепота обусловливает
задержки в формировании
движений. У некоторых
людей наблюдаются
изменения в эмоционально-
волевой сфере, проявляется
негативизм. В процессе
привыкания отрицательные
явления слепоты обычно
постепенно преодолеваются
и развиваются
противодействующие
процессы компенсации
функций, формируются
приёмы и способы
использования слухового,
двигательного, кожного и
других анализаторов,
составляющих ту сенсорную
основу, на которой
развиваются более сложные
психические процессы -
обобщённое восприятие,
произвольное внимание,
логическая память,
отвлечённое мышление. Это
позволяет слепым
правильно отражать
действительность. Огромную
роль в формировании
образного мышления и в
ориентировке играют
зрительные представления,
сохранившиеся в памяти.
Большое значение в
компенсации слепоты имеет
формирование социальных
мотивов деятельности.